Школьное научное общество "Эврика"

МАОУ "СОШ №4"                   

Школьное научное общество "Эврика"

 

 План работы школьного научного общества

 

Концепция научного общества учащихся

 

Актуальность концепции

 

     В условиях уже реально действующего рынка труда возросла социальная значимость знаний, предпосылки профессиональной ориентации и социальной адаптации создаются сегодня не в вузе, они создаются в школе.

 

Главные идеи концепции:

  • Сохранение нравственных и культурных приоритетов
  • Поддержание авторитета образования, науки и престижа знаний
  • Удовлетворение потребностей учащихся в дополнительном образовании
  • Реализация возможности охвата каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями, позволяющей отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность интересов и будущий профессиональный выбор.

Принципы деятельности ШНО

  • Интегральность - объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности
  • Непрерывность – процесс длительного профессионально ориентированного образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов
  • Межпредметное многопрофильное обучение, которое предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда
  • Свобода выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в её границах
  • Социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности
  • Индивидуализация образовательной траектории учащихся.

Задачи общества подчинены реализации принципов:

  • Пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний
  • Формирование единого научного сообщества со своими традициями
  • Раннее раскрытие интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой деятельности
  • Профессиональная ориентация учащихся
  • Формирование интереса к самостоятельной исследовательской работе
  • Создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями
  • Обучение школьников методам и приёмам научной исследовательской деятельности, работе с научной литературой, выработка умений обращаться с необходимым для экспериментов оборудованием
  • Пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.

Содержание и формы работы.

  1. Создание банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности подростков, результатов олимпиад и марафонов.
  2. Создание системы взаимодействия с внешкольными, научно-исследовательскими и культурно-0просветительными учреждениями, вузами и родителями учащихся для выявления и воспитания одарённых детей.
  3. Участие в олимпиадах, интеллектуальных марафонах и чемпионатах, конкурсах.
  4. Организация и проведение отдельных исследовательских работ.
  5. Разработка и реализация научно-исследовательских проектов. Создание творческих групп для решения конкретных исследовательских задач.
  6. Организация лекториев по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, по методике подготовки проектов, по отдельным вопросам науки, техники. Организация выставок.
  7. Проведение научных конференций.
  8. Изготовление компьютерных учебных программ, видеопособий, учебных пособий, презентаций, экскурсий, моделей, WEB-сайтов.
  9. Проведение исследований, имеющих практическое значение;
  10. Разработка и реализация исследовательских проектов; 

Элементы научно-методической новизны:

  • трактовка ШНО  как особой образовательной политики, где объективные задачи образования соединены с личностными;
  • определение ШНО  как особого культурного пространства самостоятельного диалога культур и наук;
  • обоснование деятельности ШНО как идеальной площадки для проведения «чистого» педагогического эксперимента для внедрения целостного концептуального подхода и отслеживания конкретных результатов.

Принципы деятельности ШНО:

  • свобода выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;
  • индивидуализация образовательной траектории учащихся;
  • создание условий для самореализации личности;
  • Социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;
  • культурологический подход как возможность объединения гуманитарного и естественно-научного направлений.

Задачи ШНО:

  • пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;
  • формирование у учащихся творческого мышления, трудолюбия, высоких нравственных качеств и духовной культуры;
  • развитие интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности, к углубленному изучению различных областей науки и техники;
  • ранняя профессиональная ориентация;
  • создание системы взаимоотношений школа – вуз – регион;
  • создание новых форм и методик развития творческих способностей и опыта научного творчества.

Формы и направления работы НОУ:

  1. Работа НОУ строится с учетом индивидуальных особенностей личности. Формируемый в процессе деятельности НОУ опыт научного творчества имеет компоненты, характерные компоненты, характерные для всех видов научной работы.
  2. Этапы развития НОУ. Утверждена организационная форма. Разработаны и утверждены нормативные документы: Положение и Устав НОУ.
  3. Отчетными формами работы НОУ признаны школьная, городская, областная конференции.

Устав научного общества учащихся

 

     Научное общество учеников (ШНО) – добровольное творческое объединение школьников школы, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством педагогов, ученых и других специалистов. НОУ выполняет роль экспертизы одаренности и является средством повышения социального статуса знаний.

 

Задачи Общества:

  • формирование единого научного сообщества со своими традициями;
  • раннее раскрытие интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой деятельности;
  • профессиональная ориентация;
  • углубленная подготовка членов общества к самостоятельной исследовательской работе;
  • создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями;
  • проведение исследований, имеющих практическое значение;
  • разработка и реализация исследовательских проектов;
  • пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.

Содержание и формы работы:

  1. Создания банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности подростков.
  2. Создание системы взаимоотношения с внешкольными учреждениями, вузами и родителями учащихся для выявления и воспитания одаренных детей.
  3. Забота о социальной защите  и поддержке одаренных детей с привлечением различного рода спонсорских средств.
  4. Организация  и проведение отдельных исследовательских работ.
  5. Разработка и реализация межкафедральных научно-исследовательских проектов. Создание творческих групп для решения конкретных исследовательских задач.
  6. Проведение научных конференций.
  7. Издание сборников НОУ.
  8. Проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы.

Членство в Обществе

  1. Участвовать в работе ШНО могут школьники и учителя 2-11-х классов, сотрудники школы, научные руководители.
  2. Членами ШНО являются лица, постоянно занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельно исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов НОУ, а также педагоги, руководители кружков, спецкурсов. 

Права и обязанности членов ШНО:

 

    1.  Членами НОУ могут быть обучающиеся, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность

         к научному творчеству.

    2.  Члены ШНО имеют право:

  • использовать материальную базу школы для самостоятельных исследований;
  • получать консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя, публиковать результаты своей исследовательской работы ;
  • руководить работой кружков, факультатива, творческих групп;
  • принимать участие в работе различного уровня конференциях;
  • избирать и быть избранным  в руководящие органы НОУ

    3.  Члены ШНО обязаны:

    • активно работать в одной или более группах;
    • участвовать в работе научно-практических конференций;
    • самостоятельно углублять знания по избранной отрасли науки, техники, искусства;
    • участвовать в их пропаганде среди обучающихся;
    • отчитываться о своей работе в творческой группе на конференции.

    4.  За активную работу в ШНО и достигнутые творческие успехи члены объединения могут быть представлены к

         награждению грамотами.

 

Виды научно-исследовательской деятельности учащихся

Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:

  • проблемно-реферативный - аналитическое составление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
  • аналитико-систематизирующий - наблюдения, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
  • диагностико-прогностический - изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы;
  • изобретательско-рационализаторский -усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
  • экспериментально-исследовательский - проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
  • проектно-поисковый - поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Структура научного общества «Эврика»

 

Общее собрание ШНО

·

Руководитель ШНО

Сорокина Л.В. 

·

Председатель  ШНО

(ученица 11 класса)

·

Руководитель

лингвистической

секции  

Астровская А.П.

 

Руководитель

экобиологической

секции

Сорокина Л.В.

 

Руководитель

физико-математической

секции

Леднева И.В.

 

Руководитель секции

«Начальные классы»

Кравец М.Ю.

 

Руководитель

историко -

географической

секции 

Марченко Т.А.

Помощники

Лингвистическая

Секция

Эрика Д. 10А кл

 

Экобиологическая

секция

Мария Л. 10А кл

 

Физико-математическая

Секция

Данил Р. 10А кл

 

Секция 

«Начальные классы»

Азалия Н. 10А кл

 

Историческая секция 

Степан Ф. 11Б кл

 

Общие требования к творческим работам членов НОУ:

 

     К научно-исследовательским, поисковым и рационализаторско-изобретательным проектам в ШНО относят:

  • работы, освещающие факты, события, явления и их отдельные стороны, неизвестные ранее; работы, связанные с научными обобщениями, собственными выводами, полученными в результате самостоятельной работы;
  • конструирование аппаратов, моделей и приборов, вносящих принципиально новое решение научно-практических задач, содействующих совершенствованию школьных экспериментов, рационализации производственных процессов.

     Каждая творческая работа должна содержать научные обобщения и завершиться самостоятельно сделанными выводами. К работе должны прилагаться список использованной литературы, рисунки, чертежи, фотоснимки, карты, графики, а также рецензия научного руководителя.

 

Критерии научно-исследовательской деятельности:

  1. Актуальность выбранного исследования.

  2. Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

  3. Умение использовать известные результаты и факты, знание сверх школьной программы.

  4. Владение автором специальным и научным аппаратом.

  5. Сформулированность и аргументированность собственного мнения.

  6. Теоретическая и практическая значимость исследования.

  7. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

Требования к содержанию научно-исследовательской работы:

  1. Соответствие выводов, цели и задач заявленной темы.

  2. Использование известных результатов и научных фактов.

  3. Имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы.

  4. Собственные достижения автора.

  5. Структура работы.

Цели и задачи ШНО «Эврика»

Цель: приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

 

Задачи ШНО:

  • формировать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;

  • развивать познавательную самостоятельность у учащихся;

  • готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;

  • развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

  • овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;

  • развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике разработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;

  • использовать метод презентации исследовательской работы;

  • пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;

  • формировать единое школьное научное общество со своими традициями;

  • осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов ШНОУ на основе соглашения с различными учреждениями по использованию их материально-технической базы.

Дата последнего обновления страницы 10.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения